Для педагогов


Алгоритм успешной презентации
1)    Провести самоанализ: понять и объективно сформулировать личные цели участия в конкурсе и цели выступления, собственные возможности и особенности, которые надо учесть для успешной презентации.
2)   Выступление должно иметь четкий план, логичность.
3)   На слайдах должна быть сконцентрирована только основная информация ― опора для устного выступления (избегайте размещения большого текста). Выступление должно иметь оптимальное количество примеров и практических цифр, графиков,  расчетов, схем, где уместно, можно предъявлять сертификаты, дипломы, официальные отзывы, чтобы придать выступлению больше убедительности.
4)   Лучше иметь помощника, который будет отвечать за включение слайдов, музыки и прочее.
5)   Отрепетировать выступление, его  время должно составлять примерно 5-7 минут (уточните в  Положении о конкурсе), текст лучше говорить свободно, поддерживать контакт глаз со слушателями, лишь время от времени опираться на письменную опору.

Признаки уверенного поведения
Поза, осанка - осанка ровная, плечи развернуты, голова приподнята, поза открытая.
Движения - спокойные, размеренные
Взгляд - прямой спокойный с продолжительным контактом глаз
Темп речи - средний, Речь - умеренно эмоциональная, интонации доброжелательные
Громкость голоса - умеренная, но не тихая
Отношение к собеседнику и к себе - доброжелательное, позитивное


Простой набор упражнений, снимающих стресс
Для ног:
• Упереться пятка­ми в пол, макси­мально поднять нос­ки, напрячься, сбро­сить на­пряжение.
• Упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки,    напрячься, сбросить   напряжение.
Для рук:
• Сжать кисти рук в кулак, разжать.
• Максимально растопырить пальцы рук, расслабиться.
•Разогреть ладони, растереть ладонями тыльную сторону кисти.
• «Помыть руки», представляя как на них льётся поток яркой белой энергии.
Для спины, плечевого пояса и шеи:
• Поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить.


•  Покачать головой из стороны в сторону, вперед-назад, сделать ею круговые движения в обе стороны.
Тонизирующие упражнения:
• «Потягушки».
• Стучим пятками об пол.
• Свободное вращение головой в одну и другую сторону.
• Легкие прыжки на месте.
Для лица:  
•  Собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться.
•  Максимально широко улыбнуться, задержать «улыбку», расслабиться.
• Крепко зажмуриться, задержать, расслабиться.

Способ «Дыхание на счет 7 – 11»
Помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации.
Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, сначала вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 на вдохе и до 11 при выдохе.
Глубокий вдох смягчает напряжение, которое неизбежно появляется в межреберных мышцах. Растянутый  во времени выдох расслабляет живот. Если вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, в следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

Способ «Простые утверждения»

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением.

Вот несколько примеров:

·     Сейчас я чувствую себя лучше.
·     Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
·     Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
·     Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
·     Я постараюсь сделать всё от меня зависящее, чтобы получить тот результат, который меня устроит.
·     Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
·     Я – выбираю позицию «хозяина» своего состояния, я сама могу поддержать себя, знаю, чем порадовать себя. 
·     Все ситуации в жизни я создаю сама для получения каких-то уроков.
·     Я принимаю трудные ситуации как урок, как интересные испытания.
·     Я доверяю Миру. Я доверяю людям.
·     Люди в жюри справедливые, доброжелательные.

Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными, избегайте негативных слов типа «нет» и «не получается». Повторяйте свои утверждения ежедневно по несколько раз вслух или записывайте на бумаге.


Помните, что ваше здоровье – в ваших руках. Уделите себе немного времени каждый день, и это даст свой положительный результат.






Информационно-психологическая консультация для педагогов
«Трудный» подросток – проблемы взаимодействия.
Практически в каждой обычной школе есть дети из неблагополучных семей, дети – социальные сироты,  да и просто дети, которые в силу разных причин совершают поступки, противоречащие принятым в обществе нравственно-правовым нормам. Таких детей часто педагоги называют «трудными подростками».
Кого же мы называем «трудными» подростками? Тех детей, что не понимают или не признают моральные ценности общества, в котором живут, не выполняют общепринятые социальные нормы в силу разных причин. Поведение этих учащихся вызывает у нас негативные чувства (ведь это и несоблюдение дисциплины, и драки в школе, и хулиганское поведение,  нецензурные выкрики и многое другое) и требует от нас дополнительных сил, знаний и умений работать с ними и в такой обстановке. У этих подростков имеются тенденции к развитию девиантного поведения.  Сегодня мы рассмотрим, что это такое – девиантное поведение, и какая может оказываться помощь в таких случаях.
Девиантное поведение – система поступков, противоречащая принятым в обществе нравственно-правовым нормам, влекущая за собой административное наказание. Крайние формы такого поведения влекут за собой и уголовное наказание.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, отклоняющееся от средней нормы социума (общества) существующего в данное время и в данном пространстве.
     Появляется только с подросткового возраста. Но сейчас идет омоложение девиантного поведения. Уже есть дети, которые в дошкольном возрасте начали курить, находились в состоянии алкогольного опьянения.

              особенно яркие проявления девиантного поведения:

·        курение в детском возрасте
·        употребление алкоголя, пьянство
·        употребление наркотических веществ
·        асоциальное поведение (хулиганство, драки, нецензурные выражения и др. уголовно наказуемые деяния).

Каковы же причины девиантного поведения?
Для каждого случая набор причин может быть разным, но всегда можно перечислить основные причины:
·        социальное сиротство (неполная семья, фактически неблагополучная семья, когда жизнь родителей и  детей рядом только в пространстве, в одной квартире, но нет психологического контакта, либо очень он слаб, редок; недостаточна психологическая близость родителя с ребенком);
·        особенности подросткового возраста: подросткам свойственно:
-         акцентуация характера – сильное развитие какой-либо одной черты характера, определенной типологии поведения (при девиантном поведении – акцентуация в агрессивности, хотя агрессивность сама по себе не всегда отрицательна, не всегда сопровождается враждебностью);
-         аффилиация – потребность в установлении  эмоционально-положительных отношений с  референтной группой (сверстники в подростковом возрасте). Их уважения, признания добиваются подростки. Это социальная потребность действует на уровне физиологической.
Цель работы педагогов с такими детьми, подростками, молодыми людьми – социально адаптировать их, научить жить в социуме в целом, а не в таких отдельных его явлениях как детдом, приют, тюрьма.
     Девиантное поведение может быть заразным. Процесс передачи эмоционального состояния на психологическом уровне служит сплачивающим фактором для группы, а выхода из-под контроля приводит к распаду нормативно-ролевых структур.
     Что же тогда является нормой поведения? Это неоднозначное понятие, без четких границ между приемлемым и неприемлемым, характерным для данного общества.
     По мнению психологов – подростковый возраст – особая фаза психического развития, переход от детства к взрослости, это психическое состояние перед взрослением. «Подростковая болезнь» заканчивается нормально, если до этого возраста ребенок воспитывался нормально в большинстве случаев.
    
В этом возрасте:
-         идет выброс гормонов;
-         меняется артериальное давление;
-         развивается абстрактное и творческое мышление;
-         развивается интеллект, но нет желания его использовать.
И можно продолжать список физиологических применений, которые должен пережить подросток, не имея созревшего головного мозга, не имея жизненного опыта.

Психические реакции подростков.
1.     Эмансипация (стремление оторваться от взрослых, убежать, обрести свободу, отражает стремление подростка к самостоятельности и освобождению из-под опеки взрослого). При неблагоприятных условиях эта реакция – основа желания убегать, аффективных вспышек, направленных на взрослых или слабых сверстников.
2.     Реакция отрицательной имитации. Проявляется в контрастном поведении по отношению к членам семьи или педагогам.
3.     Реакция группирования объясняется стремлением выйти из состояния одиночества, которое подросток очень ярко ощущает.
4.     Реакция увлечения отражает особенности внутренней структуры личности подростка, желание привлечь к себе внимание.
5.     Формирующееся сексуальное влечение. В неблагоприятной среде может сочетаться с реакцией увлечения (мальчики-донжуаны, девочки-топ-модели), повышается сексуальный интерес (может быть онанизм и т.д.).
Не следует акцентировать на этом внимание.

Поведенческие реакции в подростковом возрасте.
В случае задержки социализации:
1.     Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения. Причина – резкая перемена привычных условий жизни на почве психической незрелости.
2.     Реакция оппозиции (протеста) проявляется в противопоставлении и демонстрации своего поведения.
3.     Реакция имитации поведения близких характерна для подростков незрелых, попавших в асоциальную среду.
4.     Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
5.     Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.

Характеристика типологий отклонений и их коррекция по Герштейну.

Первая группа девиантные личности характеризуются примитивными аморальными потребностями (моральные угрозы). Для них характерны антиобщественные взгляды и представления. Они считают, что все люди аморальны и криминальны. Характерные черты таких подростков эгоизм, озлобленность, высокий уровень агрессивности. Они осознают совершение нарушения, усваивают при этом антиобщественные нормы поведения, в группе занимают лидерскую позицию. Их агрессия направлена на конкретных людей (взрослые или сверстники). Основная социальная потребность девиантных, антисоциальных по своей сути  личностей  -  потребность к власти, доминированию сопровождающаяся дефектами правового сознания.
Помощь.
Такой вариант девиантного поведения трудно поддаётся коррекции. С такими подростками трудно общаться. Помощь зависит от тех условий воспитания, в которых ранее находилась конкретная личность. Эффективным может быть опосредованное воздействие через позитивно влияющего авторитетного старшего друга, либо родственника. Коррекционная работа в таких случаях строго индивидуальна. Необходима помощь психоневролога.

Вторая группа характеризуется деформированными потребностями, склонностью к неформальному поведению. Такие личности неустойчивы, склонны к противостоянию, к совершению правонарушений. Они изобретают свои законы в группе, выступают «духовными вождями». Агрессию направляют на младших по возрасту или менее значимых по социальному статусу. Своё превосходство нередко проявляют через агрессивное поведение, доходящее до садизма. Подростки этой группы рано созревают физиологически и интеллектуально, что и ставит их на особое место. Им характерен чудовищный эгоизм, мания величия, аффектация, акцентуация характера.
Помощь.
Коррекция личностей  с девиантным поведением второго типа возможна через развитие эмпатии, раннее определение акцентуации характера, через выработку специальной педагогической программы и направление всех особенностей личности в позитивное русло.

Третья группа личностей с девиантным поведением характеризуется амбивалентностью потребностей. С одной стороны – слабовольный эгоист, с другой – позитивная жизненная ориентация. Такие личности не могут выбрать ведущую потребность, не могут регулировать поведение произвольно, но обладают коммуникативными способностями. Объектами агрессии для таких девиантных личностей являются слабовольные педагоги. Их основная цель – лидерство, признание в коллективе. У них комплекс неполноценности сопровождается высоким уровнем притязаний, а результат – самолюбие, интриги, лживость.
Помощь.
Помощь осуществляется в таких случаях через организацию деятельности подростка, через получение им возможности реализовать себя в поручениях. Эффективна с такими учащимися работа мужчины, «отцовское воспитание». Помощь выражается в необходимости духовного наставника, но не моралиста.  Таким подросткам необходимо дозированное лидерство, что бы они имели возможность  не потерять самоуважение.
Четвёртая группа личностей с девиантным поведением характеризуется низкой самооценкой, внушаемостью, зависимостью перед сильными и авторитетными. Такие подростки легко попадают под влияние  других, теряются в жизни. Для них характерны: трусость, предательство, наушничество, мелкое воровство. В группе они часто находятся на ролях «шестёрок», мальчиков на побегушках. Агрессия их направлена на себя, они склонны к суициду, мазохизму. Акцентуация их неустойчивой психики выражена в частой и быстрой смене настроения, лживой легенде жизни. Они подвержены неврозам, высокой тревожности. Личности четвертой группы испытывают высокую потребность в любви, не любят директивных способов мышления, не принимают режим дня.
Помощь.
        Оказание помощи таким подросткам заключается в планомерном повышении самооценки, снижении тревожности, развитии волевых качеств характера. Для них так же будет эффективным влияние авторитетного духовного наставника.
Пятая группа – это личности слабовольные, не испытывающие желаний и побуждений жить. Их психика неустойчива, чувствительна к ситуации. Они склонны к бродяжничеству, к использованию ненормативной лексики, слёз, угроз. Агрессию проявляют по ситуации (это может быть и расчленение мухи). «Великие нехочухи» часто лишь «заблудшие овцы» в группе девиантных личностей.
Помощь.
Для таких подростков необходимо формирование целеустремлённости, эмоциональной устойчивости и развитие социально-волевых качеств характера.
Следует отметить, что в обычных школах чаще встречаются подростки с отклонениями пятой - второй групп и очень редко – первой.
В целом же не следует акцентировать внимание на подростковых реакциях, лучше попытаться использовать их так, что бы получить от них желаемый эффект, при этом ненавязчиво повышая учебную мотивацию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий